октябрь
10

«Что имеем не храним»

↓  Перейти к галлерее  ↓

Урок-экскурсия

по книге Владимира Тендрякова «Медный крестик» («Чудотворная»).

В Троицкой библиотеке прошел цикл громких чтений произведений Владимира Тендрякова. С детьми старшего возраста причитали книгу «Чудотворная», а для младших были зачитаны главы из этой же книги под названием «Медный крестик». После прочтения книг была организована экскурсия в сельский Храм.

В нашем Храме есть икона, написанная на большой доске, которой закрывали колодец в годы поголовного неверия. В девяностые годы житель села увидел это святотатство и унес икону домой.

Хранилась она до сегодняшних дней в сарае. От времени и погодных условий краски стерлись, были едва заметны очертания фигур.

Когда открылся новый Храм, икону принесли в церковь. Прихожане почитают её, обращаются к святым с просьбами. Заметили, что икона сама по себе обновляется, стали более четкие очертания, а лики святых прояснились. Разве это не чудо!

Дети сравнили сюжеты из жизни и книги. Рассуждали над прочитанным:

- «Книга написана в годы гонений на церкви, годы полного неверия. Автор через героя призывает быть атеистом. Родьке эта находка стала в тягость, его разрывали верующие и атеисты». (Алексей Порошин).

- «Иконы кому попало не открываются. Если Родька нашёл икону, значит, так нужно было. Зачем его принуждали верить, поменять свои взгляды. Человек сам должен решить для себя. С кем быть, в кого верить?» (Альберт Сюткин).

- «А я думаю, что автор хотел показать смятение в душах людей того времени. Ведь до гонения на церкви все люди были верующие. Очень строго потом обращались с верующими, призывали быть атеистами, проводили собрания, исключали из пионеров, наказывали. Люди боялись». (Ефим Шуплецов).

- «Сейчас другие времена, никто тебя не осудит, что ты верующий. Я верю в Бога, учусь в воскресной школе. Нам преподают только хорошее: быть добрыми, помогать старшим, слабым. Если бы Родьке дали время и разрешили сделать выбор, то никто бы не страдал. А то одни говорили так, другие призывали к другому. Любой человек не вынесет такого давления». (Варвара Шутова).

- «В любом случае сюжет книги и история нашей Троицкой иконы похожи: нашли иконы, они вернулись на свои законные места - церкви, только отношение к этим событиям разное. Так как большая разница во времени. В те годы ведь тоже были люди, которые радовались этому чудному событию, только в обществе и сознании людей был раскол. В наши дни этой находке тоже кто-то радовался, я имею в виду верующих, а кто-то просто был равнодушен, не осуждал, не были гонения на человека, осуждения». (Егор Шутов).

Участникам мероприятия был задан вопрос: «Скажите, подходит ли к нашему уроку известная пословица «Что имеем, не храним – потерявши плачем»?». Ответы были такими:

- «Я думаю, да. Ведь нашими предками разрушены храмы. У нас в селе такой красивый был храм, много лет украшал село, приезжали верующие из других деревень. А потом всё разрушили люди и время. А сейчас приходится восстанавливать, затрачивать силы людей и средства. Все сожалеют, что храм не сохранили в те годы!» (Ульяна Сюткина).

- «Эти слова можно отнести не только к храмам и другим объектам села, но и событиям, традициям. Мы должны помнить и людей, и все, что происходит с нами». (Михаил Шутов).

Очень понравился настрой ребят: они были серьёзны, рассудительны, с желанием отвечали на вопросы, читали книги и совместно (громкие чтения), и индивидуально.

В завершение урока была приведена цитата из книги В. Тендрякова:

«Почему вы считаете, что для людей обязательно нужна моральная плётка? Почему вам кажется, что всё доброе, всё хорошее человек может воспринимать только из-за страха перед какой-то всемогущей силой, а не потому, что он сам по себе сумеет понять необходимость хорошего и вредность плохого». (В.Ф.Тендряков «Чудотворная»).

✎ Любовь Петровна Трушникова, зав. Троицкой библиотекой-музеем